Saturday, May 1, 2010

История о гибкости интерфейсов

некоторые мысли вслух по поводу интерфейсов...

Одна из проблем, которые встают перед создателями хоть сколько-нибудь сложных web систем - как дать пользователю много возможностей и не превратить страницы в подобие рубки космического корабля.

Собирая всяческие пожелания пользователей вида "Хочу вот тут так ткнуть и чтобы оно...", сводишь их, по возможности, вместе. Разумеется, пытаешься придумать какую-то одну схему, покрывающую большинство запросов пользователей, включая те, которые еще не озвучены, но ты их уже предвидишь. В результате, реализация нового функционала зачастую дает каждому конкретному пользователю значительно больше возможностей, чем он хотел - и тут-то появляется вопрос: а оно ему все надо? и если нет, как определить кому какие части нужны?

Рассмотрим на почти-выдуманном примере: вот смотрю на меню над полем редактирования - много кнопочек, менюшек, всплывающих окон настройки и тому подобного. Несложно представить себе пользователей - "Хочу менять цвет", "Хочу менять шрифт", "А мне списки нужны", "А я..." и так далее. Кто-то посмотрел на все эти пожелания и сделал большую панель скопировавшую функционал текстовых редакторов. Часть пользователей обрадовалась - "О, как в ворде", часть осталась недовольна - "я просил только цвет, зачем мне это все", еще часть возмутилась - "за идиотов держите? мы сами html написать можем."...  Одну проблему поменяли на другую. Следующий вопрос - оно того стоило? Простое исследование аудитории, статистики пользования и прочее показало - стоило, но оставшихся недовольных тоже надо как-то порадовать.


Выбор дальнейшего пути развития самое важное, и выбирать надо в общем-то постоянно. Основные критерии понятны: главное - аудитория на которую ориентирован инструмент, частота использования отдельных частей нового функционала и попытки переоценить действительно ли это надо "под рукой" или это какие-то вещи, за которыми пользователь не поленится сходить на другую страницу.

Продолжим наш пример:
раз уж речь про панель форматирования текста, то аудитория - широчайшая, значит никаких сложных решений применять нельзя. Все должно быть понятно написано.
Изучая частоты использования кнопок можно составить список на выбывание. Совсем из панели или в отдельно всплывающее окошко, которое спрячется за кнопкой "Еще" или как-то так.

В результате - несколько кнопок выкинули, а для тех кто "сам может" сделали возможность вводить html напрямую, при этом пришлось сделать еще и настройку - какой режим по умолчанию использовать.

Какое бы решение не было принято - всегда будут недовольные, и всегда интерфейсные решения приходится пересматривать по прошествии времени. Ситуация меняется, что-то отмирает, что-то становится привычным и уже не требует подсказок и так далее.

Заканчивая пример с панелью - через некоторое время оказалось, что слово Font можно вполне заменить на один символ F, а кнопку "выравнивание" придется вернуть - оказывается, ее снесли зря.

Дополнительные сложности приносит невозможность узнать у пользователя нужна ли ему какая-то фича, до тех пор пока она не сделана и не показана. В результате приходится вырабатывать какие-то методики предварительной оценки, пост-оценки, как-то балансировать между сложностью интерфейса и сложностью настройки профиля.

No comments:

Post a Comment